RU EN DE

Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету

21.12.2021

Одним из основных интересов государства является сохранение и эффективное использование природных и биологических ресурсов страны.

        В этой связи законодательно урегулированы вопросы добычи полезных ископаемых, эксплуатация земель, лесов, водных ресурсов.

       В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон) на государство возложена обязанность по сохранению охотничьих ресурсов.

        К сожалению, в последнее время некоторые виды животных оказались под угрозой исчезновения в  связи с их бесконтрольным  уничтожением охотниками, причем зачастую ради забавы, что, безусловно, наносит вред интересам государства и общества.

        Следует отметить, что охота, как вид деятельности, не находится под запретом и урегулирована соответствующими нормами приведенного  выше закона. Осуществляемая в пределах норм закона, она  является  одним из видов отдыха, повышения здоровья граждан, а в некоторых случаях и необходимостью, поскольку позволяет контролировать на определенной территории  количество особей животных и сохранять биологическое равновесие. Законная охота осуществляется на  основании разрешения – документа, удостоверяющего право на добычу охотничьих ресурсов.

         Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

         В Уголовном кодексе РФ (далее УК РФ) экологические преступления выделены в отдельную главу, которая включена в раздел преступлений  против общественной безопасности и общественного  порядка, что свидетельствует о значимости указанной проблемы для всех без исключения граждан, всего общества. Все сказанное  в полной мере  относится и к вопросам незаконной охоты, ответственность за которую установлена ст. 258 УК РФ.

         Незаконной охотой, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), признается охота, которая причинила крупный ущерб, осуществлялась с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

         Наиболее строгий вид ответственности  предусмотрен за осуществление  незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного  положения.

         Поскольку незаконная охота отнесена законодателем к преступлениям небольшой тяжести, многим может показаться, что наказания, которые применяются к нарушителям, являются мягкими, а сами нарушители могут считать, что предусмотренные законодательством меры ответственности являются незначительными.

          Подобный подход является неправильным, поскольку не учитывает тот факт, что вред, причиненный преступлением, подлежит возмещению государству в  полном объеме в размере, многократно превышающем стоимость незаконно отстрелянной или отловленной особи животного  или птицы. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Суды  при определении размера ущерба исходят не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывают причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру, а он может быть гораздо больше, чем стоимость убитого зверя. К такому вреду, в частности, относится ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте.

          Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат. При этом преступление, предусмотренное 258 УК РФ, считается оконченным с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты животные или птицы.

          Более того, следует иметь в виду, что орудия, с помощью которых совершался отстрел зверей, а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы на основании п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления.

         Кроме того, вина, установленная приговором суда, вступившим в законную силу, влечет за собой неблагоприятные последствия, связанные с судимостью, например, лишение права работать в некоторых государственных  структурах и должностях, обучаться в некоторых учебных заведениях, аналогичные ограничения будут распространяться на детей и других близких родственников лиц, совершивших указанные преступления.

         Если учесть все вышеперечисленное и подсчитать количество возможных финансовых потерь, ограничений прав и свобод для виновного  и его близких родственников, то становится совершенно очевидно, что незаконная охота  не оправдывает вкладываемых в нее сил и средств, а осуществление  охоты в соответствии с требованиями закона, приносит гораздо больше пользы и удовольствия как  самому охотнику, так и обществу и государству.

         Для выявления и пресечения  незаконной охоты государством созданы органы федерального охотничьего  надзора, выявлением и пресечением преступлений занимаются органы полиции. Надзор за указанными органами осуществляют природоохранные  и территориальные прокуратуры.

          Все вышеперечисленные органы наделены широким спектром полномочий для выполнения возложенных на них функций, их требования обязательны для граждан, должностных лиц и организаций, которые осуществляют деятельность в сфере добычи охотничьих ресурсов.

 

Помощник межрайонного прокурора                                                                       И.Л. Власов

Возврат к списку